Автор Тема: История нашего прихода  (Прочитано 4570 раз)

Оффлайн Геннадий

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 26
    • Православный
История нашего прихода
« : 03 Ноябрь 2012, 20:47:36 »
Все никак не могу приступить к размещению на нашем сайте материалов об истории нашего прихода, о старцах, которые имели отношение или служили на нашем приходе. Вот решил размещать эти материалы на Форуме. Материал разрозненный, предстоит еще это все как-то собрать в нечто цельное. И очень буду благодарен каждому, кто примет участие в этом деле. Обсуждения приветствуются :).
« Последнее редактирование: 03 Ноябрь 2012, 21:03:12 от Геннадий »


Оффлайн Геннадий

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 26
    • Православный
Re: История нашего прихода
« Ответ #1 : 03 Ноябрь 2012, 20:50:21 »
Cело Бурдино в нашем крае одно из самых известных и ранних.
Когда же началось заселение нашего края? Документы говорят – во времена правления Московским государством Ивана Грозного.
Ранее считалось, что первое упоминание о селе Бурдино относится к 1784 г., якобы тогда императрица Екатерина II издала указ о награждении землей отставных солдат и солдат, получивших увечья на воинской службе.
Однако, имеются сведения о  нашей деревне Бурдина допетровского периода в знаменитых воронежских Второвских коробах.
Название села Бурдино пошло, как обычно образовывались  владельческие поселения – от фамилии - она звучит:  Бурдин.
Торговцев хмельным напитком – БАРДОЙ, БУРДОЙ ИЛИ БРАГОЙ называли БУРДИНЫМИ людьми.
Бурдин, Бардин  Вардин (варда – водка), бурда, барда, клыга – брага. … крепкий хмельной напиток

Цитата:  
Бурда или барда – мутная хмельная жидкость. Гуща, остающаяся после перегонки сусла при производстве хлебных спиртных напитков, отбросы винокурения и пивоварения. Барда идет на корм скоту.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …

То есть фамилия Бурдин – древняя, означает принадлежность пращуров к производству хмельных напитков.
Появился Бурдин и по его фамилии стало называться вотчинное село. 
С тех древних пор и пошла деревня Бурдина, а затем и село Бурдино -  гулять по картам, в память о первом владельце – Иване Бурдине!
Известно, что ныне тербунское село Бурдино названо по фамилии владельца вотчины, что от Ивана Грозного дарована  царскому стремянному  Ивану  Бурдину,  после отмены опричнины в  1572 году.
Уже в 1571 году по приказу Ивана Грозного боярин  Михаил Воротынский  «на Поле» (на территориях современных Липецкой, Тамбовской, Курской, Воронежской  нынешних земель)  начал организовывать сторожевую службу государства Московского.
На берегах  Б.Сосны, а также Олыми, Кобыльей Сновы  (на Кобыльей Снове и была вотчина стремянного Ивана  Бурдина) и Воронежа – была организована постоянная сторожевая служба.
С 1572 года строго в определённое время и по заранее заданным маршрутам, в том числе и в вотчину  Ивана Бурдина, бывшего царского стремянного, выезжали станицы (конные отряды). В летнее время в некоторых местах выставлялись сторожевые посты.
Ивану Бурдину было приказано – от «его Бурдинскова Колодезя не мешкая»… « со стрельцы и стоялым головой камыши на Кобыльей Снове жечь» в местах возможных татарских переправ.
Наиболее крупным сторожевым постом был пост у Богатого затона, это у Лисок,  два дня пути от него, северней в 1586 году появилась крепость  Воронеж.
Дикая степь  навсегда отступила на юг за черту крепости Воронеж, и наш край стал активно  заселяться со стороны Чернавска и Ельца.

Известно, что первая церковь в Тербунах (ныне село 2-е Тербуны), куда отходили прихожане из Бурдино, появилась около 1620 года. Известно и имя священника – Киприан.
Когда появилась первая церковь в самом Бурдино доподлинно неизвестно.

Из архивного источника за 1905 год:
«Село Бурдино расположено на ровной, открытой местности, закрытой кое-где дубовыми лесами, в 200 верстах на восток от епархиального г.Орла по старой Орловско-Ливенско-Воронежской дороге в 55 верстах к югу от г.Ельца.
К какому времени относится образование поселения и прихода точно неизвестно. Если принять во внимание, что настоящий приходской храм, устроенный в 1790 году, есть уже второй, то образование Бурдинского прихода можно отнести по крайней мере к началу 18 столетия.
В настоящее время храм каменный, в честь Вознесения Господня, существует с 1790 года. Первоначально каменный храм был двупрестольный с предельным алтарем во имя св. Василия Великого. Но в 1840 году, когда вследствие тесноты храм был расширен, был устроен и третий престол в честь Воздвижения Честнаго и Животворнаго Креста. Причем все три алтаря были поставлены в ряд. В настоящем своем виде храм построен в Византийском стиле.
Имеет благовидный вид снаружи и внутри. Иконостас главного алтаря пятиярусный, предельные  в три яруса.
В 1871 и 1878 г.г. подвергались ремонту предельные иконостасы.
При церкви, в каменном церковном здании с 1865 г помещается школа.
Притч одноштатный.»

Известно, что в Бурдино существовал  Спасо-Преображенский мужской пещерный монастырь, а потом Покровский женский монастырь. Мужской монастырь выведен за штат при императрице Елизавете. Женский монастырь упразднен во времена Екатерины II. Сейчас на месте мужского Спасо-Преображенского монастыря — карьер, ныне особо охраняемая природная территория (ООПТ), геологический памятник, занесенный в учебники по геологии.

Важным этапом в историческом развитии села и прихода стало открытие церковно-приходской школы.
При содействии священника Бурдинской Вознесенской церкви и его дочери, на деньги прихожан в селе Бурдино  была выстроена, а 15 октября 1865 года торжественно открыта церковноприходская школа. Вначале она была двухклассной, потом открылись еще 2 класса.
Первые три года в школе обучались только мальчики, затем стали принимать и девочек.
Первыми учителями стали священники, в том числе Иоанн Коренев.
Школа давала довольно прочные, практические знания, преподавали Закон Божий, арифметику, грамматику, естествознание и другие науки. Занятие в школе начинались 15 октября после уборки урожая и заканчивались 15 апреля с началом сева. Хорошая учеба позволяла ученику учиться бесплатно и даже получать небольшую плату во время церковных праздников. Дети пели в церкви во время праздников, и даже получали небольшую сумму денег, а так же подарки после службы.

К середине 19-го века  Бурдино было большим благоустроенным селом с прудами по речке Кобыльей Снове и ручью Изубриевскому, с водяными и ветряными мельницами, садами, сбегающим по крутым буграм к речке. Бурдино делилось на деревни: Фирсовка, Гемневка, Клиновка, Воробьевка, Кафтановка, Село, Хатетовка, Кулига, Петля. Многие из этих названий сохранились, и по сей день, и существуют в виде названий улиц села Бурдино.

(Использованы материалы из книги и сайта краеведа Александра Елецких).
« Последнее редактирование: 05 Ноябрь 2012, 20:23:45 от Геннадий »


Оффлайн Геннадий

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 26
    • Православный


Оффлайн Геннадий

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 26
    • Православный
Старец Ананий
« Ответ #3 : 28 Ноябрь 2012, 21:31:27 »
Воспоминания схимонахини Зиновии о старце иерее Антонии Игнатьевиче Зиновьеве (в тайном монашеском постриге иеромонахе Анании), который служил настоятелем в нашем Храме с 1945 по 1950 гг.

Воспоминания опубликованы в альманахе "Задонский паломник" №№ 27-28 2003 г.


Оффлайн Геннадий

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 26
    • Православный
схиигумен Митрофан (Мякинин)
« Ответ #4 : 29 Ноябрь 2012, 23:43:22 »
В 1963 году, непродолжительное время, с сентября по январь 1964 г. настоятелем нашего храма был известный подвижник благочестия, человек великой духовной высоты схиигумен Митрофан (Мякинин).

Предлагаем вашему вниманию жизнеописание схиигумена Митрофана (Мякинина). В повествовании о нем говорится как об отце Серафиме, так как духовные чада знали его только под этим именем. То, что он пострижен в схиму и с каким именем, узнали только после его смерти. Для всех духовных чад он всегда был любимым батюшкой Серафимом.


Оффлайн Геннадий

  • Администратор
  • Пользователь
  • *****
  • Сообщений: 26
    • Православный
Фильмы о схиархимандрите Макарии (Болотове)
« Ответ #5 : 20 Декабрь 2012, 23:45:01 »
Схиархимандрит Макарий (Болотов) был настоятелем нашего храма с 1970 по 1980 год. Под руководством о.Макария был отремонтирован и восстановлен полуразрушенный Вознесенский храм с.Бурдино. Но главным делом отца Макария в Бурдино было не внешнее строительство, а созидание монашеской общины при храме. В условиях гонений монастырь не мог быть зарегистрирован официально, и постриги матушек здесь совершались тайно. В духовном окормлении бурдинской общины о.Макарию в то время помогали Владыка Зиновий митрополит Тетрицкаройский (в 2009 г. прославлен в лике святых Священным синодом Украинской православной церкви) и известный старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко).

Предлагаем Вашему вниманию четыре документальных фильма о нем:
"Благослови, душе моя, Господа...", "Пока горит свеча", "Братия моя, не забывайте меня..." и "Дедушкина молитва".